Собор трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

12 февраля — очень важный день для сего православного миа. Именно сегодня наша церковь празднует Собор трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Имена этих трех святителей знает каждый верующий. Формирование христианской догматики и христианского богослужения — это те сферы, в которых они сыграли чуть ли не самую главную роль.
12 февраля — очень важный день для сего православного миа. Именно сегодня наша церковь празднует Собор трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Имена этих трех святителей знает каждый верующий. Формирование христианской догматики и христианского богослужения — это те сферы, в которых они сыграли чуть ли не самую главную роль.

Традиция отмечать этот день пришла к нам ещё с самого конца ХІ века. В то время в городе Константинополь точились большие споры по поводу того, кто из святителей главнее и чей вклад в христианскую культуру был больше. До этого времени память каждого из них чтили в разные дни. Но события 1084 года все поменяли. Предание гласит, что именно в этом году митрополит Евхаритскому Иоанну они явились все вместе. Сам Иоанн считался выдающимся духовным поэтом того времени, в которое он жил. В своем явлении Иоанну было сказано, что все три святители равны перед Богом. По старому стилю общая служба всех трех святителей проводилась 30 января. Причина в том, что память всех трех святых вспоминалась именно в этом месяце.

Греческие богослужебные книги уже начиная с первой половины двенадцатого века начали пополняться общей службой для этих трех святителей. Уже к этому времени все византийские авторы считали этих трех святителей неотъемлемыми друг от друга. Они были единым целым. Первые песенные каноны, посвящение всем трем святителям вместе появились в одиннадцатом веке. Их автором был Иоанн Мавропод. Помимо этого и он посвятил несколько стихотворений и \»Похвалу\». В это же время начинают появляться и общие изображения трех святителей. Когда именно было написано первое, сейчас точно неизвестно. Среди тех что сохранились к нашим временам, самым ранним таким изображением можно считать изображение в Псалтири. Книга была изготовлена писцом Студийского монастыря Фёдором. Дата появления книги также точно известна — 1066 год. На сегодняшний день место хранения книги остается Британский музей.

Дни духовных шатаний и настроений показали, что именно богословские сочинения этих трех святителей являются основой православной веры. Личный пример жизни этих людей, а также пример их борьбе с ересями был как никогда нужен в тяжелое время стыка двух культур-гигантов.

Все три святителя жили примерно в одно и то же время: четвертый-пятый век. На территории се й Римской империи происходила большая мировоззренческая трансформация. Каждый из них увидел как между собой ведут борьбу языческие и христианские традиции, ведь в то время этот вопрос до конца так и не был разрешен. Старый ир перерождался, а люди старой закалки ничего уже не могли с этим поделать. Проходил этот процесс в большой смуте, а разного рода крайности стали привычными для общества того времени. В то непростое время каждый их святителей проповедовал религию самоотвержения, высокой нравственности и аскезы. Они приложили огромнейшие усилия для того, чтобы побороть ереси. Ещё одной их важной миссией стало толкование святого писания. Светскую культуру они не отвергали, но призывали брать из неё только то, что пригодно для благого дела, то есть то, что понадобится истинному христианину, все остальное стоит оставить нетронутым.