Философия Исламского института

Удлиненные двускатные крыши на двух многоэтажных зданиях из желто-красного кирпича, которые связаны между собой центральным крылом: ансамбль в форме подковы, в котором исламское и католическое богословие университета Гумбольдта начали свои исследования осенью, источает нечто священное.

Тем не менее, дом был построен в 19 веке как бесплатное судебно-медицинское учреждение. Сегодня это яркое место для учебы и место встречи для мусульман и католиков, которые преподают, исследуют и учатся в непосредственной близости.

Рубрика «Теология разнообразия», которая описывает программу внутренней исламской полифонии с суннитской и шиитской точек зрения, формирует характер мусульманско-христианского двойного института в целом. Об этом свидетельствуют, помимо прочего, основные темы двух женщин-ученых: Альмила Акча, глава исследовательской группы по «Исламскому богословию в контексте науки и общества», и Тереза ​​Швайгхофер, профессор практического богословия в Католическом институте.

Акча проводит исследование повседневной мусульманской практики в Федеративной Республике, которая связана с письменным свидетельством исламской традиции, но часто выходит за ее пределы. Таким образом, люди развивают свою религиозную идентичность не только путем чтения и молитвы богословской литературы, но также и на ежедневной основе, на своих социальных отношениях и соответствующей среде обитания.

Швейгофер, приехавшая в Берлин из Австрии через Баден-Вюртемберг, в своей научной работе занималась ритуалами перехода жизни за пределы религиозных и канонических процессов. То, что она исследует, может быть лучше всего описано как «богословие снизу». «Когда меня спрашивают, какие богословия люди формируют из своей повседневной жизни, я вижу, например, большое совпадение с младшей исследовательской группой Исламского института», — говорит католик. Таким образом, существует не только пространственная близость, но и множество точек соприкосновения для богословского обмена и запланированных совместных мероприятий.

В частности, директор-основатель Исламского института Майкл Борголте выступает за дух открытости, который всегда был доступен для запросов в течение многих месяцев, в течение которых консервативные исламские ассоциации были представлены в богословском консультативном совете института. Наконец, вместе с ассоциациями, руководством университета и государственным секретарем по науке он нашел способ создать институт, который был бы жизнеспособным в настоящее время. Переговоры о назначении все еще продолжаются для большинства из шести предполагаемых профессоров. Больше 55 студентов начали обучение осенью.

Команда из Tagesspiegel была теперь приглашена посетить двойной институт по запросу. Журналисты как наблюдатели на семинаре по хадису — передаче слов и дел пророка Мухаммеда? Студент не может скрыть определенный скептицизм от прессы, он не хотел бы называть свое имя. По его словам, у него был опыт того, что многие сообщения в СМИ обличают и сокращают мусульманство и ислам. Он не хочет служить сигналом для этого.

Мохаммад Гарайбех, его профессор, понимает осторожное отношение. Мусульмане все еще воспринимаются в большей части общества большинства как «другие», говорит Гарайбех, который в самом молодом институте Университета Гумбольдта все еще преподает в качестве приглашенного профессора по вопросам истории исламских идей. Для многих деятелей политики, общества и средств массовой информации атрибуты «немецкий» и «мусульманин» по-прежнему несовместимы. В этой стране люди часто обсуждают «мусульман» только в контексте вопросов безопасности и миграции, говорит богослов. «Мусульмане, наконец, должны восприниматься как должное. Я надеюсь, что фонд Берлинского института может внести небольшой вклад в это».