Ровно четыре года назад на пляже в Ливии 15 февраля 2015 года боевиками Исламского государства были обезглавлены 21 человек в оранжевой одежде.
Фактический момент смерти отсутствует в видео, возможно, потому что оно слишком любительское и грязное, чтобы соответствовать тщательной хореографии злодеяний. Но это все еще момент, который совершенно ясно дал понять миру, что это было зло, с которым не могло быть никакого компромисса.
Двадцать мужчин были христианами-коптами из Египта, все из одной и той же маленькой области, и их можно было узнать по маленьким татуировкам креста у основания их больших пальцев. 21-й, Мэтью, был из Западной Африки, возможно, Ганы. У него нет татуировки, и говорят, что его похитители сказали ему уходить. Однако он сказал: «Я христианин» и решил разделить судьбу других. Как и они, его поведение перед лицом смерти было необычайно мирным. Это очевидная готовность умереть последним шепотом: «Я рабби Яссоу!» — О мой Господь Иисус! это привело к тому, что коптская церковь провозгласила их мучениками.
Их история рассказана в прекрасном рассказе романистом Мартином Мозебахом, чья книга «21: путешествие в страну коптских мучеников» — это необычайное исследование духовности, которая позволила этим «обычным людям» — и эта обыденность — повторяющаяся тема в книга — подняться на такую высоту.
В феврале 2017 года Мозебах отправился в Верхний Египет, чтобы встретиться с семьями 21 и других людей, которые их знали. Помимо Мэтью, они были коптскими рабочими-мигрантами из Египта, которые приехали из бедных фермерских семей и уехали в Ливию, чтобы найти более высокооплачиваемую работу. В Ливии они спали бок о бок на полу в большой комнате, чтобы они могли сэкономить больше денег, чтобы отправить домой своим семьям. Некоторые из них умели читать, но, вероятно, не писали, другие были неграмотны.
Мозебах исследует их жизнь и жилище, а также ландшафт их веры. Их черно-белые фотографии на паспорте подчеркивают страницы. Он рисует картину людей, которые за последние 1400 лет, начиная с арабского мусульманского вторжения, были меньшинством, часто угнетенными и угнетенными. Но их статус посторонних помог сохранить их величайшее сокровище: их христианскую веру, которая также сохраняет их перед лицом всех их испытаний.
Эта вера глубокая и личная, и не только среди «профессиональных» христиан, священников и монахов. Возвращаясь к «обыденности»: Мозебах берет интервью у епископа, который спрашивает его, почему он так интересуется мучениками. «Это не западная церковь в западном обществе. Мы церковь мучеников. Я не особо рискую, когда скажу, что ни один копт в Верхнем Египте не предаст веру».
Как говорит Мозебах: «Ну, если бы они были действительно среднестатистическими молодыми людьми, то планка для того, что было в среднем, была установлена довольно высоко»
И это от молодой женщины: «Они были готовы умереть и даже хотели. Все мы делаем! Мы все готовы и тоскуем, потому что мы все хотим поручиться за Христа».
Путь Мозебаха, как немецкого традиционного католика в веру, которая могла бы сделать рутину мученичества, является захватывающим; он давно интересуется восточным христианством. Римский католицизм, рассказывает он «Кристиан сегодня», находится в «глубоком кризисе». «Существует полная неспособность найти настоящий религиозный язык; оно сжимается, теряет влияние. Он говорит, что в этом «мученичестве неграмотных молодых людей» нам напоминают, что «подлинная сущность христианства — не говорить о проблемах мира, но свидетельствовать о воскресении».